[B][COLOR=darkblue]В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. [/COLOR][/B]
Апокалипсис
Бергман считал, что среди естественных человеческих желаний знать будущее – одно из самых сильных. Потому что [B]смерть и память о ней наполняет содержанием нашу жизнь[/B]. «Каким?» – Вот вопрос, который всегда волновал людей. «Седьмая печать» – пишет он – «это современная поэма, оснащенная средневековыми аксессуарами». Фильм начинается с того, что за рыцарем Антониусом Блоком приходит смерть. [COLOR=red]Он не боится ее, но не хочет умереть, не узнав, зачем жил.[/COLOR]
«Сколько я себя помню, - пишет Бергман, - [B]меня всегда преследовал страх смерти, который временами становился невыносимым[/B]. [B]Мысль о том, что я умру и тем самым перестану быть[/B], что я войду в ворота Царства мрака, что существует нечто, чего я не способен контролировать, организовать или предусмотреть, [B]была для меня источником постоянного ужаса[/B]. И когда я вдруг взял и изобразил Смерть в виде белого клоуна, персонажа, который разговаривал, играл в шахматы и, в сущности, не таил в себе ничего загадочного, [B]я сделал первый шаг на пути преодоления страха смерти». [/B]
Для своей «чумы» режиссер выбрал эпидемию XIV века. Свирепее болезни Западная Европа не знала. Чума скосила почти две трети ее людей. Мало, кто не вспоминал в те дни о Страшном суде. Но в то время, как одни искали Бога в покаянии, другие впадали в панику, пили и веселились, или путали, подобно бергмановскому оруженосцу Йонсу, понятия «мужество» и «цинизм».
Р ы ц а р ь: Вера – тяжкое страдание. Понимаешь? Будто любишь кого-то, а он прячется в темноте и никогда не покажется, как ни зови его.
М и а: Что-то не пойму я тебя.
Р ы ц а р ь. Как все это кажется мне нелепо и бессмысленно, когда я здесь, с тобой и с твоим мужем. Как все вдруг становится неважно… Этот день я запомню. Тишина, вечер, земляника, молоко, ваши лица в сумерках и спящий Микаэль. Я буду припоминать, о чем вы говорили. Я бережно понесу это воспоминание об этом часе, словно полную доверху крынку парного молока.
Спасение четы радостных, жизнелюбивых скоморохов – Юфа и Мии – становится тем осмысленным поступком, который рыцарь хотел совершить перед своим концом. Он специально проигрывает партию, чтобы дать им возможность незаметно ускользнуть от Смерти. Рациональный Йонс тоже исполнен благородства, и постоянно творит одни лишь добрые дела, но, в отличие от Блока, успокоения в них он не находит. С кем из своих героев остается режиссер, до конца фильма непонятно. Видно только, что в нем идет честный поединок.
Очень интуитивно автор «Седьмой печати» пытается донести до зрителя одну из самых поразительных и парадоксальных мыслей Апокалипсиса: [COLOR=red]Откровение не пугает, а вселяет надежду, [B]смысл жизни находится за пределами жизни[/B][/COLOR]. Воин проливает кровь, чтобы наступил мир; пахарь проливает пот, чтобы вырос хлеб; [U][B][COLOR=red]человек живет, чтобы научиться быть Человеком[/COLOR][/B][/U]. [COLOR=darkblue]Научиться любить, чтобы вечно жить рядом с Богом, который и есть Сама Любовь[/COLOR].
"Седьмая печать" - одна из немногих картин, по-настоящему близких моему сердцу."
[B]Бог и дьявол ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Нам хочется думать, что Бог сильнее. Но это – увы! – ошибка, Бога непрестанно убивают. И это вина каждого из нас, как бы мы ни были значительны или смехотворны[/B].
Ингмар Бергман